Метод Бронникова и Лариса Павлова Избранное

Видеорегистратор B802 (DVR F500) Видеорегистратор B802 (DVR F500)

В книге В.М. Бронникова "Лебединая песня Натальи Бехтеревой" есть эпизод:

"...Я (Бехтерева Н.П.)... пригласила группу Бронникова приехать и показать возможности способа формирования видения. Лицом, на примере которого это могло бы быть осуществлено, была дочка одного из старейших сотрудников института, полностью лишившаяся глаз при трагических обстоятельствах 18 лет назад.

IMG 20210429 125818Предполагалось, что применяя имеющиеся у нас методы исследования мозга помогут заглянуть в механизм формирования видения в условиях отсутствия органа зрения. Группа под руководством В.М. Бронникова прибыла в Санкт-Петербург и с февраля месяца начала работы по формированию видения (зрения) у Ларисы Павловой. Я присутствовала практически на всех занятиях с Ларисой... Формирование видения проходило в три стадии, было на редкость последовательным, логическим и отработанным. Стадии включали обучение целенаправленному контролю собственной энергии (I), формирование внутреннего (II) и внешнего (III) видения. Формирование видения у Ларисы не окончено, оно продолжается, но уже имеющиеся результаты обучения по методу В.М. Бронникова позволяют говорить о полной реальности формирования зрения у лиц, его лишенных. Напомню, как указывалось, глаза у нее полностью отсутствуют..."

"...На протяжении длительного формирования альтернативного видения у Ларисы, она постепенно начала распознавать цвета, иногда с ошибками, иногда без ошибок. Лариса начала иногда очень хорошо «видеть», Но с Ларисой пришлось остановиться на этом исследовании потому, что у неё, наряду е формированием зрения, восстанавливалась постепенно и негативная память о событиях. И вот сейчас она в той фазе, когда она очень много видит, но мы с ней не продолжаем работать…"

 

Думаю, многие, после прочтения заинтересовались дальнейшей судьбой Ларисы Павловой. Как сложилась ее жизнь? Смогла ли она преодолеть психологические проблемы и продолжить заниматься "прямым видением"? И, конечно, каких достигла результатов на текущий 2021 год?

 

С помощью интернета я попыталась найти ответы на эти вопросы.

 

Источник http://www.broncapital.ru/index_page_257.html

"ПРЯМОЕ ВИДЕНИЕ - НОВОЕ СВОЙСТВО ЧЕЛОВЕКА" - доклад В.М. Бронникова на Всемирном Конгрессе "Итоги тысячелетия", ноябрь 2000г. Санкт-Петербург.

...В течение трех месяцев на основе специальных упражнений «Прямого видения» проходило обучение Ларисы, она училась заново видеть окружающий мир. В настоящий момент периодические сбои ее видения окружающего мира связаны с ее психологическими проблемами, которые постепенно отходят на второй план, и сейчас она уже способна различать предметы, цвета, учиться ориентироваться в пространстве.

Основными достоинствами достигнутого результата в человеческом измерении является способность обрести уверенность, реальность видения окружающего мира и преодоление страха. Это позволяет изменить существование Человека, открыть возможности полноценной Жизни.

Необходимо заметить, что у каждого человека слепого от рождения или потерявшего зрение способность видения формируется с разной скоростью от нескольких месяцев до нескольких лет.

Основным препятствием, чаще всего является психическое нарушение. Важно учитывать тот момент, когда у Ларисы существовала психологическая проблема, связанная с ее религиозным мировоззрением. Она беспокоилась, что при открытии ей способности видения такой дар произойдет от Божественного, или ниспослан дьявольским искушениям?

В ходе ежедневных самостоятельных упражнений, схожих по нагрузке и объему с обычными школьными домашними занятиями она призналась, что ее беспокойства было напрасными. Оказалось, что способности видения у себя Лариса развивает сама, инструктора ей подсказывают и помогают подобно водительским упражнениям (ученик является водителем, сам направляет процесс).

Я надеюсь, что у Ларисы достаточно усердия и терпения в дальнейшем развитии «Прямого видения», и Лариса приобретет навыки ведущего специалиста, что поможет многим слепым людям на личном ее примере приобрести способности в программе реабилитации..."

 

Источник http://elkin52.narod.ru/gipotesa/metod.htm

" ...Отзыв о методе В.М. Бронникова Владислава Максимовича Павлова.
Моя дочь Лариса потеряла зрение 23 сентября 1981 года и с тех пор мы постоянно думали о том, чтоб хотя бы как-то реабилитироваться к окружающей среде, приобрести навыки необходимые для жизни. О восстановлении же зрения после многочисленных консультаций со специалистами офтальмологами мы перестали и мечтать, хотя желание видеть у Ларисы не пропадало.
Настроение у мены и Ларисы поднялось уже сразу же после решения восстановить зрение у Ларисы по методу В.М. Бронникова, а после нескольких занятий появились объективные изменения у Ларисы (изменилось настроение, цвет лица, появилась уверенность в движениях, в осанке, появились положительные изменения в энцефалограмме мозга). Занимаясь с Ларисой упражнениями и присутствия на занятиях Ларисы с Вячеславом Михайловичем и Любовь Юрьевной я замечаю постоянный рост уровня энергетики у Ларисы, соответствие возникающих у Ларисы ощущений предусмотренными полнотой занятий, появилась уверенность в благополучии завершения дела.
В.М. Павлов
Отзыв о занятиях по методике В.М. Бронникова
Павловой Ларисы Владиславовны
1 ступень
Диагноз: Травматологический двухсторонний анофтальм.
Проведено протезирование обоих глаз.
"Я знала, что буду видеть". Я всегда считала, что любая жизненная ситуация дается не просто так, а ради решения какой-то проблемы, человек должен что-то изменить в своем отношении к жизни, к миру, к себе. То есть неправильное сознание влияет на физическое здоровье. Научиться решать проблемы я бы хотела больше с духовной точки зрения, как-то помогать людям, Душе, сознанию, понимая проблему находить выход из сложившейся ситуации.
"Мне кажется, что каждый человек может быть здоровым, не зависеть от существующих болезней".
Я с детства чувствовала какую-то избранность, только не могла понять в чем она выражается. Учительница в школе как-то сказала, что у меня трагическая судьба. Я тогда удивилась - в детстве я не чувствовала трагизма. Я считаю, что Бог детей хранит, и они не осознают каких-то вещей.
Это последние годы были такими тяжелыми, когда действительно чувствовалось больше не избранничество, а трагизм. Сейчас я опять считаю: плохое уже позади, впереди должно быть только хорошее.
При встрече с В.М. Бронниковым я сразу почувствовала, что скоро будут перемены. Что надо становиться более взрослой. Что хватит накапливать отрицательный опыт, пора переходить к более сознательному построению судьбы. При этом как бы почувствовала, что эти мысли не от меня. Но все равно для меня это случилось неожиданно.
У меня чувство, что я все годы пыталась, из чего-то вырваться и у меня это не получалось. А сейчас, я чувствую, что идет процесс оздоровления, когда я себя по-другому начинаю осознавать и вырываюсь из страхов, недоверия - того, чем жила раньше.
У здоровых людей интересы направлены на житейские "проблемы", и только когда жизнь "придавит" - начинают заниматься собой.
Сейчас жизнь многих ставит в сложные ситуации, и сейчас все в состоянии поиска и в политике и в искусстве, в церкви.
Сейчас мне не страшно решать свои проблемы, я чувствую, что я их решу, я не одна, и не боюсь где-то ошибиться, что будет больно. Я убеждена, что все будет хорошо, сомнений нет, просто нужно немного времени.
И сегодня я готовилась к занятиям, очень переживала, я вообще всего боюсь.
Я стала внутренне больше доверяться миру, и не только миру - людям. Сами занятия мне все больше нравятся. Подход Вячеслава Михайловича к жизни нравится, то что он говорит мне - это очень близко.
И вообще мне нравятся наши занятия с энергетикой, с биокомпьютером и раз от раза все больше и больше. После занятия очень приятная усталость. Я просыпаюсь с очень хорошим настроением. Я стала спокойнее, все тревоги уходят.
Меня еще очень удивляет, что людям, с которыми я общаюсь, большинству было удобно, что я тихая, безответная. А здесь, наоборот, меня именно учат быть человеком, активным лидером, и наоборот ругают, что я тихая. Это для меня настолько новое и настолько удивительно.
Мне кажется, что было бы тягостно уметь-то, что не могут другие: одному хорошо, а другому плохо. А тут можешь это хорошее отдавать.
При выполнении упражнений первое время после "тяжести" ощущались состояния подавленности, дискомфорта. А при "легкости" - спокойствие и радости.
При вертикальной прокачке яркие ощущения перемещения энергии.
При диагностике, которую проводили эксперты - четкие ощущения давления в затылке и крестце, затем ощущения перемещения по телу. Давление в глазах и по нервам в затылке. После диагностики пришло ощущение полноты и уравновешенности.
При всплеске сначала выходит ощущение энергии, а через несколько секунд чувствуется давление и спазмирующие движения в глазах.
При занятиях нагрузка физическая приятна, затем прилив сил. Особенно на первых занятиях это поражало: подъем сил, казалось, что еще море дел можно сделать.
Сон улучшился. Раньше была большая проблема; если днем поспала, то ночью уже не могла уснуть. Еще мне сложно сидеть прямо. А ходить мне стало легче, голову стала поднимать, плечи расправились.
На занятиях сначала несколько дней я не чувствовала ничего. Я верила, что это будет; я просто занималась. Постепенно стали нарастать ощущения энергии, я прикладывала усилия и чувства появились. Была усталость в первые дни.
Раньше меня беспокоила общая слабость. Пониженный тонус как эмоциональный так и физический. Особенно последнее время перед занятиями. Все силы уходили только на работу.
Я чувствовала раньше неповоротливость мозга, сознания - сейчас этого меньше. Мозг стал более подвижен, от "легкости" появляется радость, приятные ощущения. Удивительно, что упражнения просты и в тоже время эффективны.
После занятий - есть ощущения шевеления в голове. После прокачки головы появляется легкость, ясность.
Сама работала - появилась боль в шее, плече, плечевом суставе - потом прошла.
"Энергия стала лучше слушаться".
Это очень здорово, что можешь все сделать сама, а не ждать пока кто-нибудь сделает. Есть доверие к будущему, что оно будет очень-очень хорошим и интересным.
Рассказ Ларисы Павловой о работе с биокомпьютером
В один из первых дней, когда мы стали работать с биокомпьютером и переходить к третьей ступени, смотрели фигурки и фломастеры разных цветов - компьютер показывал цвет четко, ярко и уверенно. Я чувствовала по силе уверенности, когда он правильно показывает цвет. И даже потом он вошел во вкус и цвет показывал еще до того, как фломастер ставили передо мной, уже тогда когда его только брали в руки.
Однажды был такой яркий момент, когда я просила показать у компьютера время, он показал настолько четко и уверенно, но с разницей в один час. Было ощущение, что он просто подсмотрел на часах, которые лежали рядом.
Тоже был такой интересный момент, когда смотрела чашку, на которой была надпись, и четко показал, где какая буква находится, хотя не хватало еще яркости изображения.
Похожий случай был в Феодосии, когда мы рассматривали картины на Вернисаже. Мне рассказывали, что изображено на картинах, и я показывала, где я это вижу, какого размера картины. И это было практически без ошибок. Интересна была реакция людей, которые находились в этот момент рядом: они охотно включились в работу, хотя вряд ли понимали, о чем идет речь, но так охотно мне рассказывали тоже, что изображено, какого цвета. На Вернисаже я рассматривала ракушки, изделия из глины, дерева и камни. Компьютер давал четкое, яркое изображение.
Там же в Феодосии я с компьютером рассматривала фонтан с цветомузыкой. Было интересно, как компьютер показывал цвета фонтана. Сама я не представляла, как может выглядеть цветной фонтан. И было очень интересно: такие разноцветные пятна в разных местах.
Следующий интересный момент. Я также видела, когда была гроза, всполохи молнии. И это соответствовало действительно тем моментам, когда сверкала молния. Во время празднования Дня города в Феодосии был салют два дня подряд. Один день я смотрела салют, находясь в помещении. Было очень яркое такое изображение. Не знаю, насколько соответствовало действительности, но такое яркое, четкое, красивое. А другой салют я смотрела на улице - оно было даже менее ярко, чем на кануне в помещении.
Часто компьютер сам показывает цвет предмета, когда я не знаю, какого он цвета. Например, покрывало дивана - он показал, что оно красное. Когда мы сидели на набережной около каменной клумбы с цветами, мне было интересно, какого камень цвета, и, по моим представлениям, камень должен быть каких-то серых тонов. А компьютер показал - розового цвета. Так и оказалось в действительности.
При самостоятельных занятиях, когда я рассматриваю одежду, предметы, компьютер часто правильно показывает цвета. Например, какого цвета рубашка, даже показывает, что она в клеточку. Конечно, день на день не приходится - процесс правильных ответов бывает разный, я считаю, это связано с моим эмоциональным и физическим состоянием.
Однажды был такой очень яркий день, ну так все очень было замечательно, ярко. И был интересный момент, когда выполняла упражнение с движущейся рукой: я должна следить за движением руки человека и говорить, где она находится. Мы сделали точно так же, только в руке человек держал пластмассовую ярко - желтую баночку и медленно двигал рукой вправо - влево, вверх - вниз. И я даже чувствовала движения в голове и видела на экране такое яркое желтое пятно, как оно передвигается. То есть так очень ярко. И в этот же день мы рассматривали шторы - они такие очень пестрые, с разными изображениями: облака, солнце, какие-то пляжные пейзажи - и яркие разные цвета: красный, желтый, синий - компьютер тоже хорошо показывал и лучи солнца, и где какого цвета я вижу пятнышко. Если просили показать, допустим, облако, то он находил достаточно четко его. И в этот же день мы пошли гулять и проходили мимо курицы. Она закудахтала, и возникло такое яркое изображение белой курицы. Только было немного странное изображение: необычная курица с перьями, а как бы она из глины вылеплена и такая белая, гладкая, округлая и очень яркая.
В первые дни, когда мы приехали в Феодосию, на всплеске эмоций после первых самых ярких впечатлений - море, новый город, новые люди, яркое солнце - компьютер очень ярко показывал цвета. Особенно запомнились абрикосы, что они такие оранжевые, яркие. Показывал цвет моря, когда купались в море, блики солнца на воде, какие-то оттенки. То есть может не хватало где-то яркости, но четко различала, что вот это - волна, вот это - песок. И цвет моря - где-то желтые блики, где-то больше синего, зеленого, так очень интересно, очень ярко и красиво. Цвет казался очень таким красивым.
При работе компьютер часто сам показывал цвет предмета. К примеру, я беру в руки посуду такого яркого, как правило, красного или желтого цвета, и сразу появляется цвет. Возникает четкое изображение рук, когда я что-то делаю: ем или посуду мою. Стало появляться изображение ногтей, пальцев.
И еще до поездки в Феодосию, когда мы занимались в Ленинграде и рассматривали колечки, меня попросили сосчитать, сколько там в виде цветочка. И я увидела пять с половинкой лепестков, и действительно, оказалось, что шестой лепесточек виден не полностью, как бы половиночка спрятана. И так было тоже яркое изображение, четкое. Как-то рассматривали Наталью Петровну, в чем она одета, я все описала и говорю, что вижу только один туфель. И действительно, с этого места виден был только один туфель, а не оба.
Как-то тоже отрабатывала изображение вилки целый вечер. На следующий день стала просить компьютер показать ложку, а он показывает вилку. И так настойчиво показывает, что вот - он научился.
Я заметила, что компьютер показывает лучше, когда у него есть желание, настроение, когда эмоциональный подъем. Видно, что он с удовольствием работает, даже как бы с восторгом, такой довольный. И чувствуется, что ему очень нравиться внимание - такой бывает очень радостный".

 

 

Лариса ПавловаИсточник http://neinvalid.ru/nezryachaya-hudozhnitsa-larisa-pavlova-nuzhno-delat-ne-to-chto-naibolee-vozmozhno-a-to-k-chemu-stremitsya-dusha/

Статья от 23.12.2014г. "Незрячая художница Лариса Павлова: «Нужно делать не то, что наиболее возможно, а то, к чему стремится душа»

В детстве у петербургской художницы Ларисы Павловой были весьма разносторонние интересы — она занималась музыкой, спортом, рисованием. Но позже осталось только рисование — с 1990-го года Лариса участвует в различных выставках, в 2005-м году вступила в Союз художников России и профессиональный творческий союз «Товарищество «Свободная культура». Итак, Лариса Павлова — одна из немногих незрячих профессиональных художников.

Лариса потеряла зрение в 8 лет. Вскоре она начала заниматься изобразительным творчеством в изостудии под руководством художника и педагога Юрия Нашивочникова, разработавшего несколько методик рисования специально для незрячих людей. Что интересно — до этого изобразительным искусством Лариса не интересовалась, рисованием же занялась, чтобы лучше адаптироваться к окружающему миру. Её занятия поддерживал отец — Владислав Павлов, скончавшийся в этом году.

Недавно в одном из помещений Санкт-Петербургской библиотеки для слепых открылась очередная выставка Ларисы под названием «С любимыми не расставайтесь».

О чём Вас чаще всего спрашивают?

Лариса Павлова: Наверно, чаще всего спрашивают, как я подбираю цвета. А подбираю я их, руководствуясь внутренним импульсом. Появляется желание взять тот или иной цвет или смешать какие-то цвета — на это и ориентируюсь. В детстве я сначала придумывала, потом рисовала, а сейчас я стала сначала рисовать, а потом уже смотреть, что получилось. Главное — с чего-то начать. А когда процесс уже идёт, важно ему не мешать. Вот, например, картина «Сладкая ягода» — я не собиралась её рисовать. У меня просто остался кусочек пластилина, и я дорисовала эту самую ягоду. И только потом поняла, что эта работа символизирует моё тогдашнее эмоциональное состояние.

Вы работаете в нескольких техниках. А их Вы как выбираете? По настроению? Или в разные периоды жизни предпочитали разные техники?

Л. П.: Да, зависит от периода жизни. Например, фольгой я занималась лет в 15-17, а пластилин полюбила ближе к 30-ти годам – когда стала пробовать уже все методики, чтобы рассказать о них другим. Именно тогда я увлеклась пластилином, работой с цветом и сплендер-люксом – процарапыванием на чёрном глянцевом картоне. Всё это очень успокаивающе действует.

Эти методики были уже разработаны до Вас?

Л. П.: Да, я пришла на готовое. Автор этих методик – Юрий Алексеевич Нашивочников, известный русский художник, ему сейчас 92 года. Он рассказывал, что когда-то увидел в журнале «ЮНЕСКО» за 1959-й год фотографии скульптур, созданных незрячими американцами – по его словам, в этих скульптурах было всё, кроме фотографичности. И ему захотелось поучиться рисовать у незрячих. Целых полгода он только добивался разрешения ходить в школу к незрячим детям и заниматься с ними. Потом он придумал все эти методики. Тогда, конечно, не было таких материалов, как сейчас. Например, то, что сейчас рисуют на белой потолочной плитке, тогда рисовали на пенопласте, который крошился… Сейчас-то даже пенопласт другой.

А сегодня какая техника у Вас любимая?

Л. П.: Наверно, пластилин и процарапывание.

Вы ведь в детстве много чем занимались – и спортом, и музыкой. Почему Вы всё-таки предпочли изобразительное искусство?

Л. П.: Это как дар – не то, что выбираешь сам, а то, что даётся. После школы я пошла учиться на массажиста, потом около семи лет проработала в Институте мозга. Позже я по состоянию здоровья перестала работать и стала думать, чем бы мне заняться. Было понятно, что нужно искать не то, что в моей ситуации наиболее возможно, а то, чему будет радоваться душа. И я стала рисовать, потом захотелось и сохранить, и распространить все эти приёмы. Сделали сайт. После первой выставки мой папа, Владислав Максимович, отнёс мои работы на выставку Союза художников. Сначала мы не сказали, что я не вижу – интересно было узнать непредвзятое мнение о картинах. И две мои работы, выполненные пластилином и мелком, отобрали на эту выставку, но потом увидели, что материал какой-то нетипичный. Тогда сказали, что это им не подходит. На выставке мы подошли к председателю секции графики Валерию Георгиевичу Трауготу, который, посмотрев мои работы, сказал, что они выше среднего уровня и стал содействовать моему вступлению в Союз художников. Ну, и там, конечно, когда мы объявили, что я незрячая, народ был в некотором шоке. Когда они увидели сами работы, то страсти поутихли.

Что Вам дало вступление в Союз художников? Ведь в нынешние времена выставки и другие мероприятия достаточно несложно устраивать и без помощи официальных структур.

Л. П.: Нам нужен был статус. Мне важно было таким способом заявить о себе, чтобы показать, что незрячий человек может быть именно художником. Больше нам с папой от Союза художников особенно ничего было не нужно. Несколько раз я участвовала в их ежегодных выставках. Выставки вообще являются стимулом для того, чтобы делать что-то новое. А так – на мастерскую не претендую, работаю дома.

Как Вы понимаете, что работа удалась?

Л. П.: Это какое-то внутреннее ощущение гармонии или дисгармонии. А иногда я и не знаю, насколько она удалась, я папу спрашивала (улыбается – И. Л.). Важно расслабиться, поймать нужное ощущение, и потом уже это ощущение ведёт тебя. Конечно, важны и технические навыки. Юрий Алексеевич объяснял, что красота – это мера контраста, поэтому важно расположение объектов на листе, учил нас чувствовать пространство, композицию. В детстве я всегда мучилась – как придумать сюжет. А потом я перестала об этом думать. Главное – начать рисовать.

Обычный художник учится на работах других художников, мастеров. И у него формируются какие-то предпочтения. А у Вас они есть?

Л. П.: У меня они есть, скорее, в скульптуре. Юрий Алексеевич водил нас в музеи, а также на старые кладбища, где есть интересные, необычные памятники, решётки. Сотрудники Эрмитажа проводили цикл лекций для учащихся нашей студии и то, что потрогать можно, разрешали потрогать, а про то, что трогать нельзя, рассказывали, стараясь адаптироваться под наше восприятие. В своё время на меня очень большое впечатление произвела книга Ирвинга Стоуна «Муки и радости» про Микеланджело Буанаротти, с тех пор Микеланджело – мой любимый скульптор. И для меня было огромной радостью, когда в Эрмитаже одна из лекций была посвящена Микеланджело.

Опыт, которым могут воспользоваться незрячие художники, где-то изложен?

Л. П.: Да. Мой папа написал две книги, из которых издана пока только одна – «Палитра души». На моем сайте есть описание методик, в том числе и видеозаписи. На том же сайте выложены репродукции не только моих работ, но и работ других незрячих художников, например, Тамары Куренковой, Андрея Савочкина. Скоро должна выйти книга Юрия Алексеевича Нашивочникова. Ещё у нас каждую неделю по скайпу проходит конференция на тему рукоделия — её участники живут в разных городах. В основном это тотально незрячие люди, с остатком зрения у нас там единицы.

Это востребовано?

Л. П.: Как Вам сказать… Пока детки ещё маленькие, их родители хватаются за всё, что находят. А потом уже они несколько расслабляются, когда видят, что ребёнок учится, занимается музыкой, другими вещами, что жизнь входит в какое-то нормальное русло, и к рисованию интереса становится меньше. Есть студия на улице Гатчинской, но там больше занимаются лепкой. Сама я леплю мало, под настроение, от случая к случаю. Мне кажется, что всплеск интереса к рисованию у незрячих людей – дело будущего.

Вы свободно себя чувствуете в выборе материала?

Л. П.: Нет, я достаточно капризна. Вот, например, бисером я не очень люблю заниматься — от одной мысли, что надо сделать много одинаковых элементов, впадаю в тоску (улыбается — И. Л.). Но зато мне очень нравится валяние из шерсти. А если говорить о картинах, то больше всего мне нравится пластилин.

Рисование для Вас — прежде всего арт-терапия или творчество в чистом виде?

Л. П.: Думаю, и то, и другое. Потому, что если внутри что-то беспокоит, самое простое — заняться рисованием или валянием: просто уходишь в творчество и отключаешься от окружающего мира, а когда выходишь из этого состояния, понимаешь, что твоё состояние кардинально изменилось."

 

Вот так...

 
JediG

Суперадминистратор Геннадий Едиг https://vk.com/gennady_edig

Мои самые поппулярные сайты на сегодня:

www.jedig.ru - новый блог о путешествиях и созаднии сайтов на Joomla, K2 и Virtuemart

www.mi55.ru - магазин Xiaomi в Омске. Лучшая цена в Омске с гарантией 12 месяцев. Так же в продаже бывают Huawei Honor, ZTE, Meizu, Lenovo и другие поппулярные глобальные китайские бренды.

www.vizator.ru - ремонт Land Rover Defender TD5 своими руками

 

www.jedig.ru

Добавить комментарий